loading
X
Если Вы хотите быть в курсе последних новостей, выгодных акциях или солидных скидках, установите виджет нашего магазина прямо в Ваш браузер, через который Вы выходите в Интернет.
Доступно в браузерах:
Chrome и Яндекс.Браузер
Mozilla Firefox версии 43 и выше

Шаляпин: концерт в арсенале Златоустовской Оружейной Фабрики весной 1891 года.

07.09.2016

Предыстория

Осень 1890 года застала труппу антрепренера С. Я. Семенова-Самарского в Уфе и ознаменовалась дебютом 17-ти летнего Федора Шаляпина на открытии сезона русской оперы и оперетты: спектакль «Певец из Палермо» тут же принес молодому певцу славу. К концу сезона имя Шаляпина уже гремело во всех кулуарах Уфы (одного их крупных городов того времени, столицы губернии).

А весной 1891 артист был приглашен в составе некоторых коллег по труппе дать концерт в «уездном» Златоусте — втором по величине городе всей губернии: согласно переписи 1897 года, численность Златоуста составляла 20 000 жителей, против 50 000 жителей Уфы.

Федор Иванович увековечил эти события для потомков в мемуарах «Страницы из моей жизни»: мы приведем вырезки, относящиеся к тем событиям.

Отрывок первый: о цене успеха.

«После бенефиса Семенов-Самарский принес мне в конверте 50 рублей – подарок от публики, да кто-то из публики же подарил закрытые серебряные часы на стальной цепочке. Кроме того, от сбора «с верхушек» мне очистилось рублей 30. Я стал богатым человеком.

Никогда у меня не было такой кучи денег. Да еще и часы.Сезон кончился. Труппа разъезжалась. Дирижер подарил мне новенький жокейский картуз с пуговкой на макушке и с длинным козырьком. Я купил себе верблюжье пальто, мохнатое, темно-коричневое, кожаную куртку с хлястиком – такие куртки носят машинисты, – купил сапоги, перчатки и тросточку.

Напялив на себя все это великолепие, я отправился гулять по главной улице Уфы, и каждый раз, когда встречный человек казался мне заслуживающим внимания, я небрежно вытаскивал из кармана мои часы и смотрел, который час. Очень хотелось, чтоб люди видели, что я при часах.

Чувствовал я себя человеком совершенно счастливым, а тут еще позвал меня к себе Семенов-Самарский и говорит:– Я с некоторыми из артистов еду в Златоуст. Хотим сыграть там несколько отрывков из опереток и дадим концерт. Вы знаете какие-нибудь романсы?

Разумеется, я неистово обрадовался. Я знал арию Руслана «О поле, поле», «Чуют правду», «В старину живали деды» и романс Козлова «Когда б я знал».

– Вот и превосходно! – сказал Самарский и добавил с легонькой усмешкой, что едет и Таня Репникова.

Я почувствовал себя окончательно счастливым человеком. Таня Репникова, второстепенная артистка нашей оперетки, была женщина лет тридцати, шатенка, с чудными синими глазами и очень красивым овалом лица. Я был неравнодушен к ней, но не только не смел ей сказать об этом, а даже боялся, чтоб она не заметила моих нежных чувств. Она же относилась ко мне ласково и просто, как старшая сестра.

Я тотчас отправился к ней с предложением помочь ей уложить вещи и выпросил разрешение устроить ее в поезде, на что она благосклонно согласилась. В вагоне я уложил ее спать в купе, а затем вышел в коридор и ушел на площадку. Я впервые ехал по железной дороге. Было интересно следить, как мимо поезда течет земля серым потоком, мелькают деревья, золотыми нитями пронизывают воздух искры. Шел снег, но было довольно тепло. В снегу вспухали крыши деревьев, двигались куда-то церкви, по полю плыли стога сена. Я любовался всем этим до утра, думая о Тане, о счастье любить женщину.



Да, вот так выглядел вокзал города Златоуста: миновало всего лишь полгода с момента запуска ветки железной дороги, соединившей Уфу и Златоуст, и вокзал выглядел весьма ярко и респектабельно.

Отрывок второй: Федор Иванович о приезде в Златоуст

Утром приехали в Златоуст. Я устроил Таню Репникову в гостинице и сам снял номер рядом с обожаемой женщиной. Вскоре я услышал в ее номере мужской голос, радостные восклицания, веселый смех. Но когда Таня позвала меня к себе и познакомила с мужчиной, чувство ревности сразу погасло.

Соперник мой оказался очень милым и славным человеком и при этом он был муж Тани, что, конечно, еще более увеличивало его достоинства. Наконец, он был актер-комик, а мне в ту пору хотелось знать всех актеров мира, и знакомство с каждым из них было для меня честью и радостью.


Здание арсенала, где в левом крыле был оборудован зал для выступлений в ту эпоху выглядел следующим образом:


В настоящий момент в некоторой его части царит разруха:


Отрывок третий: выступление

Спектакль мы устраивали в арсенале. Решено было поставить акт «Синей Бороды», но вдруг оказалось, что Семенов-Самарский забыл взять с собою волосы и ему не из чего было сделать «синюю бороду». Тогда я отрезал солидный клок моих длинных волос, выкрасил их в синий цвет и предложил Самарскому. Он был тронут этим жестом. Он не знал, что если бы ему потребовался мой палец или ухо, я охотно предложил бы ему и ухо, и палец.

– Но, Шаляпин, – сказал он, глядя на меня с улыбкой, – в концерте нельзя выступать таким машинистом в кожаной куртке, да еще с неестественной плешью на голове. Возьмите мой фрак и завейте себе волосы.

Я сделал все это, и вот в первый раз в жизни я стою перед публикой во фраке. Публика смотрит на меня очень весело. Я слышу довольно глумливые смешки. Я знаю, что фрак не по плечу мне и что я, вероятно, похож на журавля в жилете. Но все это не смутило меня.

Я спел «Чуют правду». Меня наградили дружными аплодисментами. Понравились публике и ария Руслана, и романс Козлова. Я очень волновался, но пел хорошо.


Златоуст в те годы:





В антракте ко мне подошел какой-то военный человек, толстый, с одышкой, потный, лысый, с огромными усами, подошел и говорит не без удивления:

– А я думал, что вы дискантом поете.
– Что вы, – говорю, – сколько же мне лет, по-вашему?
– Лет пятнадцать...
Я даже обиделся:
– Двадцать скоро.
– Скажи на милость! Здоровый голосище! Вот бы нам такого парня!
– Куда вам?
– В полицию! Я же исправник!

Семенов-Самарский дал мне за концерт 15 рублей.

«Пятнадцать целковых за один вечер, – думал я. – Черт знает, как меня балуют!»

Возвратясь в Уфу, я почувствовал себя одиноко и грустно, как будто на кладбище. Театр стоял пустой. Никого из актеров не было, и весь город создавал впечатление каких-то вековых буден».


Федор Иванович Шаляпин запечатлел себя на фотоснимке в Уфе в то время: именно так великий артист выглядел во время выступления в Златоусте:



Думаю, никто из тех зрителей, что посетили выступление Ф. И. Шаляпина в Златоусте и не подозревал какая слава ожидала молодого артиста: худой, во фраке с чужого плеча, но безумно талантливый он произвел неизгладимое впечатление.

Отрывок четвертый: даты и факты

«недели за две до «прощёного воскресенья» Семенов-Самарский сказал мне:

– Вы, Шаляпин, были очень полезным членом труппы, и мне хотелось бы поблагодарить вас. Поэтому я хочу предложить вам бенефис.

Я чуть не ахнул.

– Как бенефис?

– Так. Выбирайте пьесу, и в воскресенье утром мы ее поставим. Вы получите часть сбора».

Благодаря этому, мы можем установить, что артист был в Златоусте в первой половине марта: к сожалению, никакой тиражной печати в то время в Златоусте не было и рецензий на выступление не существует.

Также, из интересных фактов можно отметить то, что путь от Уфы до Златоуста занял 20 часов, в наши дни его можно проделать на автомобиле за 5 часов.

Гостиница, которая приютила труппу артистов в Златоусте простояла до 70-х годов 20-ого века. Она не была ветхой: простояв более 100 лет (а построена она была в 1839), она была настолько в хорошем состоянии, что для демонтажа потребовалась взрывчатка.

Историческая справка подготовлена интернет магазином «Златоустовский Клинок»: Златоустовские ножи, кортики и многое другое в ассортименте прямиком из сердца Урала.